http://okultureno.ru/articles/22130-50-let-borby-za-zhivuchest-korablya-novgorodskiy-kyum-otmechaet-yubiley-foto/

50 лет «борьбы за живучесть корабля»: Новгородский КЮМ отмечает юбилей! (+фото)

Из пятисот когда-то существовавших, он остался один с такой базой и учебным флотом...

Девяностые годы прошлого столетия в нашей истории принято называть «Лихими». Действительно, времена были трудными для страны, для народа. Каждый выживал по мере своих способностей. Кто-то, как чумной грызун, бежал с тонущей бригантины за границу, кто-то, переступив через гордость и высшее образование, шел торговать на рынок. Одни начали воровать, другие, сбившись в шакальи банды рэкетиров, стали грабить. Но были и те, кто продолжал служить в армии, принимать больных, учить детей, тушить пожары и по возможности сохранять то, что осталось от великой страны...

Новгородский КЮМ

Летом текущего года исполняется пятьдесят лет со дня основания в Великом Новгороде «Клуба юных моряков». Сейчас клуб называется «Морской центр капитана Варухина Н. Г.». Это целый комплекс: четыре здания на берегу реки Волхов, в самом центре Великого Новгорода, недалеко от стен древнего Кремля — с учебными кабинетами, музеем, спортивным залом, ремонтными мастерскими, эллингом, слипом, маяком, причалом, шлюпками и земельным участком около 3 га. Кроме того, клуб владеет собственной флотилией из трех судов: парусно-моторное судно «Ильмера» на 8 мест, теплоход «Михаил Балабан» на 22 места и теплоход «Господин Великий Новгород» на 120 мест.

Теплоход Великий Новгород

Вся эта вполне серьезная материально-техническая база по замыслу доморощенных гангстеров девяностых должна была превратиться в элитный автосервис с рестораном, сауной и бильярдом для клиентов, и цех по производству мебели на заказ — модные «темы» тех лет. 

Немного истории... С 1957 года в городах Москва, Новая Ладога, Нарва (Эстония), Ленинградской области, а затем во многих других начали организовываться «Клубы Юных Моряков». Целью создания являлось воспитание молодежи в духе патриотизма, популяризация морского дела, подготовка молодого поколения к работе и службе на морских и речных судах, в Военно-Морском флоте. 
В 1967 году в Новгороде при городском Доме Пионеров так же появился свой «КЮМ». Клуб, как детская образовательная организация, быстро завоевал широкую популярность среди школьников. Молодые ребята здесь обучались морскому делу, приобретая практические знания и бесценный опыт работы на реальных судах, что нередко способствовало выбору их будущей профессии и создавало перспективу развития всей морской отрасли. По стране была налажена целая система обучения — «КЮМ», ПТУ, школа мореходного обучения и ВУЗ — по которой осуществлялась подготовка будущих специалистов: рабочих, плавсостава, техников и инженеров. Выпускники Клубов всегда выгодно отличались своей профессиональной подготовкой среди слушателей средних и высших училищ. 
10 июня 1967 года новгородский Клуб Юных Моряков получил от ВМФ СССР первое судно — боевой корабль — минный тральщик из Таллинской военно-морской базы. Дали старику ремонт (своими силами), на Совете клуба присвоили имя юнги-героя «Юрий Иванов», и уже в августе того же года вышли в первое плавание, имея на борту сорок юных моряков и троих взрослых. Возрастная команда состояла из капитана, механика и боцмана, все остальные должности занимали «юнморы».

моряки Великий Новгород

Всего за 50 лет работы было приобретено для «КЮМ» двенадцать кораблей и судов разного водоизмещения и типа. У каждого своя история и карта походов. География самая обширная: Петрозаводск, Мурманск, Североморск, Соловецкие острова, Архангельск, Казань, порты стран балтийского бассейна: ГДР, Финляндия, ФРГ, Эстония, Швеция, Польша.

Новгородский КЮМ

В 1988 году воспитанники новгородского «КЮМ» в составе международного экипажа совершили кругосветное плавание на польской бригантине «Погория». В 1990 году два юных моряка ходили в плавание вокруг Европы на трехмачтовом учебном паруснике «Мир». В 1991 году трое новгородцев вошли в состав экипажа английской шхуны «Уинстон Черчилль» и приняли участие в парусной регате на приз легендарного, чайного клипера «Катти Сарк». В 1992 году участвовали в плавании на паруснике «Седов» на 500-летие открытия Америки и многое другое...

КЮМ Великий Новгород

В морской терминологии есть понятие: «борьба за живучесть корабля» — это устранение экипажем любых повреждений судна всеми доступными средствами. Как в «лихие» годы боролся за свою живучесть «КЮМ» Великого Новгорода. Лучше всех может рассказать только его основатель и бессменный руководитель Варухин Николай Геннадьевич:

«С распадом СССР начали разваливаться и речные пароходства: Московское, Волжское, Красноярское. Дальше, по цепной реакции, посыпались детские речные пароходства. „Клубы юных моряков“ закрывались из-за нехватки финансирования. На детей и как сложится их жизнь дальше, всем было наплевать. Нечистые на руку директора продавали здания и причалы для личной наживы. Суда сдавались в металлолом — резались и переплавлялись на иголки с пуговицами. Всеобщая разруха в стране наложила запрет на патриотизм. Нападки в сторону офицеров вооруженных сил! Повальное воровство! Бандитизм и неразбериха... „Ребята! Выживай, кто как может!!!“. Общий крик по стране: „Зарабатывайте сами, учитесь бизнесу!“. Стало понятно, что на одних учебных походах мы ничего не заработаем. Мной было принято решение приобрести большое пассажирское судно и срочно начать работать с туристами на речных маршрутах. В 97-м с помощью администрации нашей области мы купили у Северо-Западного речного пароходства старый пассажирский теплоход „Герой Юрий Гагарин“ постройки 1954 года. Совет клуба присвоил теплоходу гордое имя „Господин Великий Новгород“ (судно берет на борт 120 человек и работает по настоящее время, причем на его борту одновременно с туристами находятся юные моряки, у которых проходят практические занятия). Все вырученные средства шли на перестройку и содержание „КЮМ“. Нужно было так же вкладываться в модернизацию самого теплохода, чтобы сделать из него „конфетку“ со всеми удобствами, приглядную для туристических фирм. И мы все вместе сделали это! Чего только стоит признание самого митрополита Алексия II, по личной просьбе которого мы доставили мощи Андрея Первозванного из Санкт-Петербурга на остров Валаам в 2003-м!».

Капитан Варухин

На сегодняшний день «Морской центр капитана Варухина Н. Г.», сохранив традиции и опыт, является несомненным центром воспитания подростков в своем городе и известен не только в России, но и за ее пределами. 
«Морской центр» — единственный представитель от Российской Федерации в Международной ассоциации морских кадетов (МАМК). В 2005 году капитан-директор Варухин Н. Г. принял полномочия председателя на ежегодной конференции МАМК в Портсмуте (Великобритания), которая, кстати, проходила на борту линейного корабля первого ранга Королевского флота «HMS Victory» (1765) — в свое время флагмана небезызвестного адмирала Нельсона. Последующая встреча морских кадетов состоялась уже на борту теплохода «Господин Великий Новгород», где успешно провели Международную конференцию с руководителями морских корпусов кадетов из 18 стран, и Николай Геннадьевич передал полномочия вновь избранному председателю из Гонконга. 
С 2005 года стали организаторами 8 Международных слетов морских кадетов разных стран и юных моряков России, которые проводились на борту учебных судов с участием представителей США, Великобритании, Швеции, Южная Кореи, Австралии, Канады, Эстонии и других. В 2011 году в Японии на конференции Международной ассоциации морских кадетов, где присутствовали представители учреждения, в отчете руководителя МАМК было сказано, что программа прохождения плавательной практики в России признана лучшей.

порской центр капитана Варухина

Современная санкционная эпидемия внесла, конечно, изменения в сложившийся порядок вещей. Чиновники МАМК забыли, что их подопечные из России всего лишь дети и сделали нашу делегацию «нежелательным гостем» на конференциях последних лет, но это никак не повлияло на внутреннюю, позитивную атмосферу «Морского центра» и уж тем более, не отразилось на его работе. 

Учебные классы, как и пятьдесят лет назад, наполнены суетой подрастающего поколения будущих моряков, штурманов, механиков, электромехаников. На причале прижавшись, друг к другу стоят суда детской флотилии, как эскадра перед боем. Все вокруг здесь пропитано ожиданием скорой юбилейной навигации. И потому напоследок очень хочется пожелать преподавателям и воспитанникам, чтобы все прошлые невзгоды и препятствия сохранились в их памяти, как приключения, из которых состоит настоящая, интересная жизнь. Попутного ветра вашим парусам!

 Интернет-журнал «Область культуры» © 2016

Опубликовано 10.06.2017 в 12:16, статья, раздел Жизнь